Экзамены: снять мандраж!

Кому время отпусков, а кому – горячая пора вступительных экзаменов. Если вы абитуриент или родитель абитуриента, пройти испытания с минимальными потерями вам помогут советы психологов.



ЗА НЕДЕЛЮ ДО ЭКЗАМЕНОВ...


• ...cмиритесь с мыслью, что главное слово сейчас за вашим ребенком, вы у него только на подхвате. Попросит готовить ему еду и снять с него часть обязанностей по дому - сделайте это; попросит уехать на дачу и оставить его одного - подчинитесь.


• Не переборщите с эмоциональной поддержкой. Бесконечные вздохи, сочувственные взгляды и вопросы «Ну как дела?», скорее всего сейчас вызовут раздражение. Не нужно без конца спрашивать: «Ты занимаешься?», «Сколько сегодня выучил?». Подросток должен чувствовать ответственность прежде всего перед самим собой и самостоятельно распределять свое время. Родственников с повышенной тревожностью (бабушек, дедушек, чувствительных тетушек) лучше временно удалить.


• Во время экзаменов не надо отступать от обычного режима. Если ребенок привык читать до поздней ночи, а потом спать до полудня, не будите его на заре: в это время он не сможет усваивать материал. Любая перегрузка должна компенсироваться полноценным сном.


Спать нужно ровно столько, сколько необходимо для полного восстановления сил.


• Подготовка к экзаменам эффективнее всего, если занятия и отдых чередуются. Каждые полчаса надо устраивать перерыв на 10-15 минут. В перерыве можно сделать пару упражнений на растяжку, перекусить, повозиться с собакой, потанцевать... Глаза тоже должны отдыхать - читать в перерыве не надо.



НАКАНУНЕ


• Закончить подготовку к экзамену надо за 12 часов до его начала. Примерно столько времени полученная информация окончательно укладывается в голове. Зубрить что-либо в ночь перед испытанием нет смысла: этот материал абитуриент сможет лучше всего ответить, когда экзамен уже пройдет.


• На ночь дайте подростку теплого молока с медом, чтобы он расслабился и спокойно заснул. Таким же эффектом обладает спокойная вечерняя прогулка.


УТРОМ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ...


• ...надо думать не о самом испытании, а об успешном его завершении, настраиваться на хороший результат. Абитуриенту нужно говорить себе: «Я спокоен, я собран»... Обязательно в утверждающей форме: наше подсознание не воспринимает частицу «не».


Самовнушение, высказанное в отрицательной форме - «Я не волнуюсь, мне не страшно», - неэффективно.


Если ребенка одолевают тревожные мысли, надо обдумать их до выхода из дома, чтобы не отвлекаться во время подготовки к ответу или выполнения письменного задания. Неприятные мысли можно отогнать, записав их на бумагу.


• Проведите утро, как обычно. Пусть абитуриент наденет одежду, в которой будет чувствовать себя уверенно, возьмет с собой талисман, если верит в его помощь, выполнит те ритуалы, которые всегда приносили ему удачу.



ВО ВРЕМЯ...


• ...экзамена нужно думать только о нем. Посоветуйте ребенку, если он впадет в ступор на письменном экзамене после объявления темы, вспоминать материал через детали. Психологи считают, что причина ступора - сужение сознания. Испуг («Я ничего не знаю, я все забыл. Что делать?») забивает процессы воспоминания. Не надо зацикливаться на той мысли, которая постоянно крутится в голове. Воспоминания о конкретном фильме, конкретной книге, конкретной ситуации, ассоциирующейся с темой, вытеснят застрявшие в мозгу фразы, это поможет расслабиться и начать обдумывать задание.


• Сосредоточиться и справиться со стрессом во время устного ответа поможет удобная поза. Обычно, когда человеку хорошо, он сидит в одной позе, когда плохо – в другой. Посоветуйте ребенку перед ответом принять такую позу, в которой он сидит, когда чувствует себя комфортно, и часть волнения уйдет. Зажатость и неуверенная поза могут внушить экзаменаторам, что абитуриент ничего не знает, и негативно отразиться на оценке.



ПОСЛЕ...


• ...экзамена вы переживете сильнейший стресс независимо от того, чем это испытание для вашего ребенка закончится. Это реакция на сверхожидание. Дайте и абитуриенту, и себе передышку на несколько дней - все равно вы не сможете сейчас ни работать, ни решать организационные дела.


• Постарайтесь спокойно принять любой результат. Положительный момент можно найти везде. Не поступив на дневное, подросток может пойти работать, попробовать поступить на вечернее отделение, за год пересмотреть свои планы или утвердиться в желании поступать в выбранный вуз еще раз... Вы ведь все равно его любите и принимаете таким, какой он есть.



Текст Анастасия ХАЛЬЗОВА

всі новини

Роздрукувати сторінку

Нагору Назад