Юридический бизнес: жизнь после кризиса
Юридические цифры По данным Госслужбы статистики, общая выручка 200 крупнейших юркомпаний за 2009 г. составляла около 2 млрд. грн. По оценкам аналитиков рейтингового агентства "Эксперт-Рейтинг", к этой цифре нужно добавить примерно 1 млрд. грн., которые не учитываются из-за неподачи отчетности, путаницы в кодах КВЭД и т.д. Таким образом, , объем рынка юридических услуг в 2009 г. составил 3 млрд. грн., и такого же примерно показателя можно ожидать и по результатам 2010 г. Между тем, судя по официальным цифрам динамика доходов в отрасли впечатляет: за 2008 г. - на 131%, а за 2009 г. - на 44%. Этому способствовало как открытие дочерних компаний известных иностранных юркомпаний, так и востребованность юридических услуг в любых рыночных условиях. Несмотря на то, что юридическая деятельность является доходным сегментом бизнеса, по официальным данным в 2007-2009 г. отрасль показывала отрицательный финансовый результат, и рентабельность в этом периоде составила - 28%, - 18% и -1,5% соответственно, что связано с приходом новых компаний, чьи расходы на первичном этапе развития выше доходов. При этом рентабельность первой десятки юркомпаний по масштабам бизнеса была на уровне 7-15%. Сегодня на рынке работают сотни частных юристов и небольших компаний, которые занимаются в основном сопровождением таких же небольших бизнесов или "гражданским" направлением. Для открытия такого бизнеса достаточно стартовых $10-15 тыс. на небольшой офис, оргтехнику, содержание секретаря, бухгалтера и нескольких юристов. Впрочем, вопрос выживания такой формы бизнеса состоит в стабильности клиентских заказов. Относительно затрат на открытия с "нуля" амбициозной компании, дочерней юркомпании или представительства нерезидентами, то тут затраты исчисляются сотнями тысяч долларов. Кризисная юрпрактика Кризис привел не только к сокращению количества крупных проектов (продажа бизнеса, сопровождение сделок M&A, консалтинг в сфере недвижимости, земли) и доходов юркомпаний, но и к изменению характера ценообразования. В отдельных случаях это может быть фиксированная ставка за выполнение проекта, и любой выход за рамки бюджета часто становится головой болью для самих юристов, или же невысокие почасовые ставки на работу юристов, но с выплатой определенного процента от стоимости проекта или суммы в случаях успешного его выполнения. Примечательно, что отдельные компании в поисках клиентов начали активно демпинговать, но попались на "удочку" специфики бизнеса. В головах клиентов давно утвердился тезис о том, что профессиональные юридические услуги даже в условиях кризиса не могут стоить дешево. При этом услуги крупных юрфирм априори не могут быть таковыми, а характер выполняемых юристами задач всегда имеет достаточно высокую важность. Кризис оказал на юридический бизнес отчасти и позитивное влияние. По сути, на юридическом рынке изменилась структура заказов. Несмотря на сокращение крупных заказов, существенно выросло количество относительно небольших клиентских запросов, которые вполне по силам даже небольшим юрфирмам и частным юристам. К таковым заказам следует отнести судебные тяжбы с банками, страховыми компаниями по возмещению и реструктуризации финансовых задолженностей (коллекторская и антиколлекторская практика). Впрочем, увеличилось также количество тяжб и среди юрлиц в связи с разнообразными задолженностями перед банками и контрагентами, а также по долгам последних. Между тем, по словам юристов, доходы от многочисленных судебных дел – мелочь, по сравнению с выполнением крупных проектов. Кроме того, вырос спрос на такие услуги как реструктуризация бизнеса , банкротство и ликвидация, судебное и досудебное урегулирование корпоративных, имущественных споров, противостояние недружественным поглощениям, защита интеллектуальной собственности и сопровождение сделок по продаже проблемных активов. В целом следует отметить, что юрфирмы перестали перебирать заказами. Если до кризиса они могли отказаться от небольших и малодоходных проектов в пользу крупных и более высокооплачиваемых, то сейчас они берутся практически за любую работу. С другой стороны, клиенты также пересмотрели свое отношение к найму внешних консультантов, привлекая их на масштабных проектах и услугах, требующих узкоспециализированных знаний. Это понимают и сами юрфирмы, которые, отказываясь от универсальности, все больше проявляет сегментацию на нескольких наиболее прибыльных отраслях. Это относится также и к мелким компаниям, которые ранее были универсальными, но сейчас вынуждены ставать нишевыми. Они постепенно уходят с рынка, и за последние несколько лет их численность заметно сократилась, что связано с тем, что при штате в несколько юристов невозможно уследить за всеми изменениями законодательства и оперативно на них отреагировать, чтобы оказывать клиентам качественные услуги. Новые игроки, приходя в Украину, создают бизнес с нуля. По словам юристов, засилья российского присутствия, как это имеет место в других отраслях, пока не наблюдается. В целом, несмотря на высокую конкуренцию и занятость многих ниш (есть и незанятые, например, компенсации морального вреда, IТ-право), рынок остается привлекательным и на него заходят как отечественные игроки, так и нерезиденты. По мере усиления конкуренции будет расти и порог стоимости входа на этот рынок. В целом, существенная активизация в сегменте крупных проектов (подготовка к IPO, due diligence при M&A и т.д.) на рынке юруслуг зависит от уровня деловой активности, хотя постоянное изменение законодательства гарантирует загруженность при любой экономической ситуации. Для небольших компаний и частных юристов безработица также маловероятна, хотя у них и конкуренция повыше и заказы помельче. Впрочем, на докризисные показатели деятельности в 2011г. юридический рынок еще явно не выйдет. Бизнес - идея и специфика Для создания эффективного юридического бизнеса нужна комбинация целого ряда факторов, среди которых наработанное имя (бренд), опыт работы, профессиональные кадры, связи с госорганами и т.д. Главными активами юрфирмы являются активы нематериальные, которые и наработать, и оценить сложно. В этой связи покупка-продажа юрбизнеса сегодня - достаточно редкое явление. Кроме того, украинская практика такова, что компании называются фамилией одного или нескольких основателей компании, которые имеют вес на юридическом рынке. В таких условиях продажа юрфирмы невозможна априори, тем более, если основатель уходит из компании, то будет нужен дорогостоящий ребрендинг, и значительные затраты на рекламу. Другое дело при "нейтральном" названии, но и тут важно радикально не менять сотрудников, к которым уже привыкли клиенты. Отличие иностранных клиентов (кроме российских) юркомпаний от отечественных состоит в том, что первые крайне отрицательно относятся к практике "порешать вопросы" с помощью взяток, тогда как украинский бизнес, "привыкший" к суровым реалиям, не брезгуют данным "инструментарием". Иностранцы надеются на "самый справедливый и гуманный суд", который будет если не в Украине, то за ее пределами. Законы же о защите иностранных инвестиций и обязательность выполнения решений международных судов еще никто не отменял. С другой стороны, за годы независимости Украина уже накопила задолженность по решениям Европейского суда по правам человека на 130 млрд. грн. и входит в пятерку лидеров среди государств Европы по числу обращений против нее. Стало быть, подавать можно, но компенсацию будет получить сложно. Другое дело – коммерческие споры, но тут ситуация не лучше. Зачастую заказчики-нерезиденты предпочитают обращаться в иностранные юркомпании в Украине, тогда как отечественные предпочитают местных исполнителей для своих проектов. Это, конечно, не аксиома, но западные традиции ведения бизнеса предполагают именно такой расклад. Да и украинским компаниям более понятны операторы юридического рынка, которые давно работают на нем согласно с устоявшимися бизнес-реалиями. Риски юрбизнеса бизнеса состоят в том, что ключевые сотрудники, накопив нужный опыт, могут уйти, организовав собственные компании. При этом часто наблюдается и переманивание клиентов. Кроме того, наличие в составе учредителей нескольких партнеров может привести к тому, что вскоре их пути могут разойтись из-за разногласий в распределении прибыли, видении стратегии развития и т.д. Автор: Андрей Алексеенко
За матеріалами hitjob.com.ua
всі новиниРоздрукувати сторінку
Нагору Назад
Робота в регіонах
Місто
Вак.
Рез.
4145
5728
Робота в Кам’янці-Подільському
376
336
156
109
114
105
39
15
35
14
76
46
45
34
63
34
42
50
23
25
60
60
35
21
77
100
30
16
38
23
67
83
19
10
17
16
17
10
53
30
Робота в Україні
Статистика зарплат
Середня зарплата в Хмельницькому та області складає:
- по резюме 0 грн.
- по вакансіях 14585 грн.
за даними Статуправління Jobs.km.ua
- 9675 грн.
за даними Статуправління
Корисні сервіси
Новини .ua
Автобусний маршрут №5 став одним із найдовших в Хмельницькому: новий графік руху
02.01 Його протяжність збільшилася майже вдвічі.
Екобус у Хмельницькому: графік роботи у січні
02.01 Небезпечні відходи на визначених локаціях прийматимуть щотижня з середи до ...
Право оренди трьох приміщень в «Дитячому світі» виставили на торги
02.01 Після проведення реконструкції торговельного центру ці приміщення ще не пе ...
Корисні поради
Чому роботодавці не вказують в оголошеннях зарплату: поради hr-експертки, які вакансії оминати
Не вказана в оголошеннях зарплата часто є найменшою проблемою. Попри світо ...
Тренди українського фрилансу-2023: прогноз від Freelancehunt
Світова платформа Exploding Topics та український сервіс фрилансу Freelanc ...
Вигорання під час війни: як залишатися ефективним на роботі – поради експерта
Війна стала важким тягарем для ринку праці. За оцінками соціологічної груп ...