Юридический бизнес: жизнь после кризиса

Юридический бизнес: жизнь после кризиса

Юридические цифры По данным Госслужбы статистики, общая выручка 200 крупнейших юркомпаний за 2009 г. составляла около 2 млрд. грн. По оценкам аналитиков рейтингового агентства "Эксперт-Рейтинг", к этой цифре нужно добавить примерно 1 млрд. грн., которые не учитываются из-за неподачи отчетности, путаницы в кодах КВЭД и т.д. Таким образом, , объем рынка юридических услуг в 2009 г. составил 3 млрд. грн., и такого же примерно показателя можно ожидать и по результатам 2010 г. Между тем, судя по официальным цифрам динамика доходов в отрасли впечатляет: за 2008 г. - на 131%, а за 2009 г. - на 44%. Этому способствовало как открытие дочерних компаний известных иностранных юркомпаний, так и востребованность юридических услуг в любых рыночных условиях. Несмотря на то, что юридическая деятельность является доходным сегментом бизнеса, по официальным данным в 2007-2009 г. отрасль показывала отрицательный финансовый результат, и рентабельность в этом периоде составила - 28%, - 18% и -1,5% соответственно, что связано с приходом новых компаний, чьи расходы на первичном этапе развития выше доходов. При этом рентабельность первой десятки юркомпаний по масштабам бизнеса была на уровне 7-15%. Сегодня на рынке работают сотни частных юристов и небольших компаний, которые занимаются в основном сопровождением таких же небольших бизнесов или "гражданским" направлением. Для открытия такого бизнеса достаточно стартовых $10-15 тыс. на небольшой офис, оргтехнику, содержание секретаря, бухгалтера и нескольких юристов. Впрочем, вопрос выживания такой формы бизнеса состоит в стабильности клиентских заказов. Относительно затрат на открытия с "нуля" амбициозной компании, дочерней юркомпании или представительства нерезидентами, то тут затраты исчисляются сотнями тысяч долларов. Кризисная юрпрактика Кризис привел не только к сокращению количества крупных проектов (продажа бизнеса, сопровождение сделок M&A, консалтинг в сфере недвижимости, земли) и доходов юркомпаний, но и к изменению характера ценообразования. В отдельных случаях это может быть фиксированная ставка за выполнение проекта, и любой выход за рамки бюджета часто становится головой болью для самих юристов, или же невысокие почасовые ставки на работу юристов, но с выплатой определенного процента от стоимости проекта или суммы в случаях успешного его выполнения. Примечательно, что отдельные компании в поисках клиентов начали активно демпинговать, но попались на "удочку" специфики бизнеса. В головах клиентов давно утвердился тезис о том, что профессиональные юридические услуги даже в условиях кризиса не могут стоить дешево. При этом услуги крупных юрфирм априори не могут быть таковыми, а характер выполняемых юристами задач всегда имеет достаточно высокую важность. Кризис оказал на юридический бизнес отчасти и позитивное влияние. По сути, на юридическом рынке изменилась структура заказов. Несмотря на сокращение крупных заказов, существенно выросло количество относительно небольших клиентских запросов, которые вполне по силам даже небольшим юрфирмам и частным юристам. К таковым заказам следует отнести судебные тяжбы с банками, страховыми компаниями по возмещению и реструктуризации финансовых задолженностей (коллекторская и антиколлекторская практика). Впрочем, увеличилось также количество тяжб и среди юрлиц в связи с разнообразными задолженностями перед банками и контрагентами, а также по долгам последних. Между тем, по словам юристов, доходы от многочисленных судебных дел – мелочь, по сравнению с выполнением крупных проектов. Кроме того, вырос спрос на такие услуги как реструктуризация бизнеса , банкротство и ликвидация, судебное и досудебное урегулирование корпоративных, имущественных споров, противостояние недружественным поглощениям, защита интеллектуальной собственности и сопровождение сделок по продаже проблемных активов. В целом следует отметить, что юрфирмы перестали перебирать заказами. Если до кризиса они могли отказаться от небольших и малодоходных проектов в пользу крупных и более высокооплачиваемых, то сейчас они берутся практически за любую работу. С другой стороны, клиенты также пересмотрели свое отношение к найму внешних консультантов, привлекая их на масштабных проектах и услугах, требующих узкоспециализированных знаний. Это понимают и сами юрфирмы, которые, отказываясь от универсальности, все больше проявляет сегментацию на нескольких наиболее прибыльных отраслях. Это относится также и к мелким компаниям, которые ранее были универсальными, но сейчас вынуждены ставать нишевыми. Они постепенно уходят с рынка, и за последние несколько лет их численность заметно сократилась, что связано с тем, что при штате в несколько юристов невозможно уследить за всеми изменениями законодательства и оперативно на них отреагировать, чтобы оказывать клиентам качественные услуги. Новые игроки, приходя в Украину, создают бизнес с нуля. По словам юристов, засилья российского присутствия, как это имеет место в других отраслях, пока не наблюдается. В целом, несмотря на высокую конкуренцию и занятость многих ниш (есть и незанятые, например, компенсации морального вреда, IТ-право), рынок остается привлекательным и на него заходят как отечественные игроки, так и нерезиденты. По мере усиления конкуренции будет расти и порог стоимости входа на этот рынок. В целом, существенная активизация в сегменте крупных проектов (подготовка к IPO, due diligence при M&A и т.д.) на рынке юруслуг зависит от уровня деловой активности, хотя постоянное изменение законодательства гарантирует загруженность при любой экономической ситуации. Для небольших компаний и частных юристов безработица также маловероятна, хотя у них и конкуренция повыше и заказы помельче. Впрочем, на докризисные показатели деятельности в 2011г. юридический рынок еще явно не выйдет. Бизнес - идея и специфика Для создания эффективного юридического бизнеса нужна комбинация целого ряда факторов, среди которых наработанное имя (бренд), опыт работы, профессиональные кадры, связи с госорганами и т.д. Главными активами юрфирмы являются активы нематериальные, которые и наработать, и оценить сложно. В этой связи покупка-продажа юрбизнеса сегодня - достаточно редкое явление. Кроме того, украинская практика такова, что компании называются фамилией одного или нескольких основателей компании, которые имеют вес на юридическом рынке. В таких условиях продажа юрфирмы невозможна априори, тем более, если основатель уходит из компании, то будет нужен дорогостоящий ребрендинг, и значительные затраты на рекламу. Другое дело при "нейтральном" названии, но и тут важно радикально не менять сотрудников, к которым уже привыкли клиенты. Отличие иностранных клиентов (кроме российских) юркомпаний от отечественных состоит в том, что первые крайне отрицательно относятся к практике "порешать вопросы" с помощью взяток, тогда как украинский бизнес, "привыкший" к суровым реалиям, не брезгуют данным "инструментарием". Иностранцы надеются на "самый справедливый и гуманный суд", который будет если не в Украине, то за ее пределами. Законы же о защите иностранных инвестиций и обязательность выполнения решений международных судов еще никто не отменял. С другой стороны, за годы независимости Украина уже накопила задолженность по решениям Европейского суда по правам человека на 130 млрд. грн. и входит в пятерку лидеров среди государств Европы по числу обращений против нее. Стало быть, подавать можно, но компенсацию будет получить сложно. Другое дело – коммерческие споры, но тут ситуация не лучше. Зачастую заказчики-нерезиденты предпочитают обращаться в иностранные юркомпании в Украине, тогда как отечественные предпочитают местных исполнителей для своих проектов. Это, конечно, не аксиома, но западные традиции ведения бизнеса предполагают именно такой расклад. Да и украинским компаниям более понятны операторы юридического рынка, которые давно работают на нем согласно с устоявшимися бизнес-реалиями. Риски юрбизнеса бизнеса состоят в том, что ключевые сотрудники, накопив нужный опыт, могут уйти, организовав собственные компании. При этом часто наблюдается и переманивание клиентов. Кроме того, наличие в составе учредителей нескольких партнеров может привести к тому, что вскоре их пути могут разойтись из-за разногласий в распределении прибыли, видении стратегии развития и т.д. Автор: Андрей Алексеенко

За матеріалами hitjob.com.ua

всі новини

Роздрукувати сторінку


Нагору Назад