Чиновники станут завхозами и секретарями

Чиновники станут завхозами и секретарями

Сокращенные в ходе админреформы госслужащие в 2011 году примутся искать вакансии на открытом рынке труда. Адаптироваться в коммерческих структурах сумеют немногие

Для отечественного рынка труда реализация админреформы обернется настоящим кадровым переворотом. Ведь если госаппарат сократится хотя бы на 20%, то из 300 тыс. нынешних чиновников без работы останется около 60 тыс. человек. Причем для этой категории соискателей работодатели коммерческого сектора способны предложить не слишком широкую альтернативу нового трудоустройства.

По словам консультанта Львовского подразделения рекрутинговой компании Dopomoga Оксаны Серяк, бывшие госслужащие, как правило, не особо интересны работодателям. Ведь многие из них используют в работе преимущественно устаревшие методы и технологии и не имеют достаточно практических результатов. «Информацию о таких претендентах запрашивает небольшой процент компаний», - уточняет она.

Так, по наблюдениям консультанта по рекрутингу компании Brain Source International Дмитрия Шкурко, при подборе персонала гораздо чаще приходится сталкиваться с противоположным условием со стороны работодателя - соискатель не должен иметь опыта работы в качестве госслужащего.

В то же время руководитель рекрутинговой компании «Форсаж» Елена Грищук считает, что рост количества открываемых вакансий на кадровом рынке в 2011 году позволит решить вопрос с трудоустройством части бывших госслужащих. Им оптимально подойдут вакансии, связанные с административной и хозяйственной деятельностью.

При этом экс-чиновники высокого ранга, по мнению Оксаны Серяк, при наличии диплома финансиста или юриста и необходимых знаний в соответствующей области могут рассчитывать на руководящие должности в коммерческих компаниях финансового сектора и на производственных предприятиях (коммерческий директор, финансовый директор, руководитель юридического департамента). Кроме того, данная категория соискателей будет востребована коммерческими организациями во многом благодаря личным, годами наработанным контактам и связям в госаппарате. С их помощью частные фирмы будут стремиться решать вопросы административного характера.

Во многих компаниях (причем не только транснациональных), сейчас, помимо отделов по связям с общественностью, открываются вакансии по связям с госучреждениями и органами власти. «На эти позиции нужны люди, которые имеют авторитет в госсекторе и хорошо знают его работу изнутри», - говорит Дмитрий Шкурко. В то же время экс-чиновникам среднего и высокого ранга, которые найдут себе места в коммерческих структурах, придется заново доказывать свой авторитет и подтверждать собственный профессионализм.

Что касается рядовых служащих, им, скорее всего, придется начинать в коммерческих компаниях с низов – осваивать новые сферы деятельности на начальных должностях, постепенно овладевая новыми знаниями и адаптируясь к новой обстановке. Они могут претендовать, к примеру, на вакансии офис-менеджеров, секретарей и ассистентов.

«Необходимость снизить собственные притязания и амбиции с точки зрения названия должностей (вместо специалиста высшей категории в госструктуре – секретарь в коммерческой компании) станет серьезным вызовом для вчерашних чиновников», - убеждена Елена Грищук. Причем эту «ломку» им придется преодолевать уже непосредственно на новом рабочем месте.

Еще одна глобальная проблема, которая способна помешать трудоустроить бывших чиновников в коммерческие структуры, - это их психологическая неготовность к тому, что отныне нужно не просто отсиживать положенное время, как это было на прежней службе, а много, тяжело и эффективно трудиться. Зачастую с ненормированным рабочим днем. «Для многих сотрудников, которые большую часть своей рабочей жизни прожили по одним законам и правилам, будет очень тяжело перестроиться и работать по новым правилам», - говорит Оксана Серяк.

Привыкнуть к иной, чем в госсекторе, системе оплаты труда, также будет непросто. Бывшим госслужащим придется научиться быть гибкими и адаптироваться в меняющихся условиях, трудиться «на результат», от которого напрямую будет зависеть их доход.

Ведь если в госструктуре они ежемесячно могли рассчитывать на стабильный уровень дохода (заработная плата чиновников состоит преимущественно из оклада, к которому приплюсовываются надбавки), то теперь зарплату им придется действительно «зарабатывать». Во многих компаниях значительная часть оплаты приходится не на фиксированную ставку, а на бонус, размер которого зависит непосредственного от результата трудовой деятельности конкретного сотрудника и его личного вклада в работу организации.

Однако Оксана Серяк убеждена, что предложения по зарплатам для бывших госслужащих, как впрочем, и их запросы по деньгам, будут несколько ниже, чем для претендентов на ту же должность для специалистов негосударственного сектора.

«Сами соискатели (рядовые исполнители и представители среднего управленческого звена) понимают, что в большинстве случаев при наличии нескольких кандидатов, выбор работодателя будет сделан не их в пользу, поэтому сознательно будут занижать свою стоимость», - отмечает эксперт. Таким образом, бывшие госслужащие попытаются привлечь внимание работодателей к своим кандидатурам.

В наиболее тяжелом положении окажутся сокращенные чиновников в возрасте за сорок «с хвостиком». «Специалистам предпенсионного возраста устроиться заново на работу будет очень проблематично», - отмечает Оксана Серяк. Даже если в объявлении о вакансии возраст не указан, предпочтение, как правило, отдается более молодым соискателям.

«Коммерческие компании на позициях рядовых спецов и средних управленцев желают видеть молодых людей - не старше 35 лет», - добавляет Дмитрий Шкурко. Исключения все же бывают. К примеру, в строительной сфере ценятся практический опыт и знания намного больше возраста соискателя.

всі новини

Роздрукувати сторінку


Нагору Назад